29.09.2023

Комплект отраслевых сервисов для нефтегазовой отрасли собрали на Сахалине

27-й международный энергетический форум «Нефть и газ Сахалина» продолжает свою работу в островном регионе. В этом году повестка мероприятия продиктована на высшем уровне: президент России Владимир Путин поручил вплотную заняться глубокой переработкой природных ресурсов, импортозамещением в смежных отраслях и локализации сервисных потоков вокруг добывающих предприятий. На форуме этим темам посвятили большую часть диалогов. Так, консолидацию предприятий для обеспечения полного цикла функционирования нефтегазовых проектов обсудили на профильной сессии «Сахалин в центре локализации нефтегазового сервиса».

Средоточием нефтесервисных услуг в Сахалинской области станет нефтегазовый индустриальный парк, первую очередь которого запустят в 2024 году — три административно-лабораторных комплекса там построит ООО «Сахалинская Энергия». Далее расширением площадки займется Корпорация развития Сахалинской области, которая уже сегодня обеспечила заполняемость парка по второй очереди почти на 90% — ряд инвесторов заинтересован в создании и запуске своих предприятий в статусе резидентов особой территории. Бизнес привлекают перспективы нефтегазовой отрасли Сахалина — развитие шельфовых проектов обеспечит большой спрос на профильные услуги.

Сейчас на шельфе Охотского моря начальные суммарные ресурсы нефти составляют около 2397,6 млн тонн, почти в 10 раз больше показателя на суше. По природному газу цифры еще выше: 7086,2 млрд куб.м., в 20 раз выше ресурсов на «твердой земле». Оптимистично выглядят и степени разведанности (26,6% по нефти и 25,7% по газу) и выработанности запасов (49,2%  и 21,6% соответственно). Но на сегодня ФАН выдало 28 актуальных лицензий, а активной работой занимаются 8 компаний. Но разрешения за 30 лет выдавались в основном на геологическое изучение с поиском и оценкой объемов и качества углеводородного сырья, в то время как на разведку и добычу — лишь по 3 в 1993-м и 2014-м годах. Перспективы для крупных игроков нефтегазового рынка РФ, заходящих на Сахалин, очевидны, отметила начальник управления геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений ФАН Нина Ерофеева

«Необходима интенсификация геологоразведочных работ на шельфе акватории Охотского моря, особенно в части поискового бурения. Дальнейшие перспективы на суше острова Сахалин также связаны с продолжением поисковых геологоразведочных работ. Надо работать», — подчеркнула Ерофеева.

Другие участники сессии озвучили конкретные предложения по импортозамещению и локализации нефтесервисного рынка на Сахалине. Глава департамента по реализации морских проектов ООО «РусГазШельф» Михаил Филинков рассказал о практике обустройства Киринского и Южно-Киринского месторождений. После событий 2022 года предприятие нуждалось в замещении строительно-монтажного и вспомогательного флота: иностранные компании отказались предоставлять суда для работы на проекте «Сахалин-3», а доля морской техники под флагом РФ была крайне мала. ООО «РусГазШельф» начало работать с отечественными судостроителями, а также внедрило ряд технических решений на уже используемых российских судах. Но развивать сеть флота обеспечения необходимо и дальше: на 2023 год доля строительно-монтажных судов РФ составляет 70%, а вспомогательных — 76%.

«Мы сейчас в начале большого пути по интеграции ресурсов в инжиниринговой работе, разработке долгосрочной стратегии и реализации проектов. Работу ведем с производителями подводно-технического оборудования, судостроителями и проектными организациями. Но есть факторы, осложняющие работу: погодные условия, удаленность портовой инфраструктуры и, если говорить о хранении трубной продукции, нехватка площадок для складов. Для нас это либо Холмск, либо запад острова Сахалин. А месторождения находятся на северо-востоке, и мы получаем очень большое логистическое плечо. Это повышает риски простоя и выхода из графика работ», — отметил Филинков.

Представитель ООО «РусГазШельф» отметил важность более четких метеорологических прогнозов в контексте работы на Киринском блоке. Выход техники, в том числе на дистанционном управлении, осложняет ледовая обстановка.

«Проектная документация нам рекомендует сезон активных работ с 15 мая по 15 октября. 19 июня на нашем участке лед: отрывается припай, формируется поле средней консолидации, и эту ледовую массу при перемене ветра начинает таскать по всему месторождению. Для судов это опасности не представляет, но для телеуправляемых аппаратов есть риск повреждения. Мы ориентируемся на радарные съемки, и при таких явлениях просто прерываем работы и уходим. У нас повышенные требования безопасности и, конечно, из-за такой обстановки случаются простои. Но все работы мы выполняем в графике. Обеспечиваем и поставку оборудования, и обустройство морского технологического комплекса, и ввод в эксплуатацию», — резюмировал гость.

Импортозамещение морских судов на российские потребует нового взгляда на их техническое обслуживание, как и в целом на сервисные услуги по используемой морской технике. О том, как специалисты в РФ создают технологии безопасных систем контроля и управления, рассказал директор направления автоматизированных систем управления эксплуатацией ЗАО «Си Проект» Александр Гончаров. Он подчеркнул: сохранение уровня надежности основного производственного оборудования шельфовых проектов, морских платформ, флота судов обеспечения при переходе на отечественные системы управления эксплуатацией и ремонтами требует импортозамещения программного обеспечения.

«Управление жизненным циклом на 25 % сокращает расходы от построечной стоимости и экстренные убытки в связи с простоем из-за ремонта. Мы определяем главные критерии эффективной системы управления и эксплуатации: прогнозируемость, достоверность, управляемость, оперативность. Для этого нужны цифровые инструменты: цифровой эксплуатационный «двойник», единое информационное пространство, накопление статистики технической эксплуатации и программное обеспечение. Результаты применения таких систем во всем мире свидетельствуют об эффективности: большинство проектов окупается менее чем за 2 года, а типовая польза — сокращение ремонтных затрат на 20%», — объяснил Александр Гончаров.

В нефтегазовом секторе подобные цифровые решения там существовали и ранее, но они были иностранными из-за участия зарубежного бизнеса в развитии месторождений и использования заграничных технологий. За 1,5 года более 90 ведущих западных IT-компаний приостановили или полностью прекратили свою деятельность в РФ. Назрела потребность в переходе на отечественное ПО. Информационные системы, разработанные ЗАО «Си Проект», нацелены на автоматизацию процессов поддержания технической готовности изделий, проведения технического обслуживания и ремонта, а также других задач управления жизненным циклом.

«По функциональности наша разработка не уступает западным решениям, а где-то их превосходит. В создании ПО мы руководствовались практикой общения с иностранными вендорами, анализировали их решения. Считаю, все это позволяет осуществить трансфер российских технологий в интересах наших нефтегазодобывающих компаний, в частности, на Сахалине», — подчеркнул представитель ЗАО «Си Проект».

Чтобы адаптировать ПО для использования в нефтегазовой сфере, нужно разработать организационно-методические документы, синхронизировать нормативные базы, обеспечить миграцию и анализ накопленных данных за время использования иностранных решений, внести дополнения в блоки операционного обеспечения системы, а также обучить персонал. После этого можно внедрять программные решения на углеводородные проекты Сахалина, считает Гончаров.

О развитии сервисной инфраструктуры для нефтегазовых проектов Сахалина рассказал и руководитель обособленного подразделения ПАО «Трубная металлургическая компания» (ТМК) Илья Пак. Флагман компании — сервис полного цикла, от свинчивания и спуска труб до полной реализации в скважину. Поставщик несет полную ответственность за все этапы работ, от поставки труб до их монтажа и запуска, что минимизирует риск отбраковки и неправильной сборки трубных колонн. А это гарантирует заказчику финансовую эффективность. ТМК оказывает и такую услугу как сервис по бурению с применением системы спуска обсадных колонн. Это обеспечивает безопасную и качественную работу на месторождениях с нестабильными скважинными стенками или другими геологическими осложнениями, сокращает сроки строительства секций скважины. На Сахалине ТМК работает с 2017 года, и уже успело зарекомендовать себя с положительной стороны, но готово расширять спектр услуг.

«Труба нефтепромысловая — очень специализированный материал, который может быть использован только после специальной подготовки и проверки его на прочность. Если у нас что-то пойдет не так на глубине, это будет иметь очень плачевные последствия и для конкретного проекта, и для экологии. Большинство проектов на Сахалине — морские. Они очень сильно влияют на экосистему. И мы это учитываем. Компания с 2017 года по настоящее время приросла перечнем различных услуг, но у нас на 100% локализован только сервис полного цикла. Он реализуется на Сахалине, силами местного персонала. При заинтересованности наших заказчиков мы готовы развернуть спектр дополнительных сервисов», — поделился Илья Пак.

 Для расширения палитры нефтесервисных услуг предприятие предлагает Сахалину мобильные токарные комплексы (МТК) — такая мобильная установка, развертка которой занимает до 5 суток, обеспечивает нарезку и ремонт трубных соединений на нефтепромысловых участках. Еще один сервис — вышеупомянутое бурение на обсадной колонне, которое является в том числе имортозамещающим процессом после ухода иностранных партнеров. Также ТМК предлагает сахалинским предприятиям сервис пуска-сращения и, что немаловажно, услуги по инспекции работоспособности трубной продукции.

«Трубная продукция — вещь специализированная. Чтобы быть уверенным в ее качестве, нужно провести тестирование. Мы можем проводить полевую инспекцию на месторождении — как на суше, так и на береговых базах. А совокупность наших производственных возможностей в принципе дает заказчикам консолидацию всей работы с трубной продукцией в одних руках», — резюмировал Пак.