14.06.2017

Сахалин становится площадкой инновационного развития

Думаю, у многих жителей острова назрел вопрос относительно цен на бензин и дизтопливо. На сегодняшний день цена на самый популярный АИ-95 уже перевалила за 43 рубля, дизтопливо обогнало АИ-95, и, похоже, что  процесс этот останавливаться не собирается.

В связи с этим растет стоимость и всего остального. Ещё одной немаловажной проблемой была и остается экологическая ситуация, откуда и все болезни, патологии. Кто захочет жить на острове с закопчённым небом и заоблачными ценами? Долго, видимо, думали над решением этих проблем и совсем недавно нашли выход, при этом убив сразу двух зайцев. Таким решением стало строительство в Южно-Сахалинске АГНКС (автомобильной газонаполнительной компрессорной станции), которую, кстати, уже построили, и мини-завода СПГ (сниженного природного газа), открытие которого запланировано на конец текущего года. А на днях мне посчастливилось побывать на строительной площадке и оценить только что прибывшее на остров новейшее оборудование для сжижения газа. Прежде чем рассказать об увиденном, начну с предыстории.

Уникальный проект

В начале 2016 года только появившейся Корпорации развития Сахалинской области был предложен проект по строительству АГНКС и мини-завода СПГ – явление само по себе уникальное для России, таких до этого момента было только три. Инициатором проекта стала компания «ПСК Сахалин», вложившая в свое детище всего 123 миллиона рублей, остальные 701 миллион добавила Корпорация развития. Уже в ноябре 2016-го начала функционировать АГНКС, позволившая начать перевод автобусов с бензина на газ, а также создать таксопарк с автомобилями, работающими на этом экологичном топливе. И это только начало. По словам пресс-секретаря Корпорации развития Сахалинской области Алексея Баяндина, уже идет переоснащение автомобильной техники ЖКХ, не за горами перевод котельных на газовое топливо. А это уже в довесок к автобусам должно заметно освежить воздух.

Экскурсию на СПГ организовала Корпорация развития Сахалинской области. Ее сотрудники постоянно выезжают на профинансированные ими проекты, контролируя их реализацию. Поводом же для этой поездки стали прибывшие из города Верхняя Салда Свердловской области, где находится компания-изготовитель «НПК НТЛ», контейнеры с дорогостоящим оборудованием для сжижения газа. На строящемся объекте, который, к слову, расположился в полях за совхозом «Комсомолец» возле газораспределительной станции, нас встретили исполнительный директор «ПСК Сахалин» Валерий Болтик с главным инженером Александром Зиновьевым.

В ходе разговора и осмотра выяснилось, что контейнеры с установленным в них оборудованием служат не только для транспортировки. Одновременно они являются подготовленными к эксплуатации в любое время года переносными модулями. Что, на мой взгляд, заметно снижает стоимость и сроки строительства. После заливки бетонных площадок модули будут установлены, согласно плану, к ним останется подвести трубы, электричество – и все, завод готов. Осмотром строители и сотрудники Корпорации развития остались довольны, видимо, сохранность оборудования у них нареканий не вызвала.

Платить меньше

– Сейчас мы находимся на строительной площадке, на которой готовится фундамент под монтаж блоков мини-завода СПГ, производительностью полторы тонны сжиженного газа в час, – начал рассказывать Валерий Болтик. – Сегодня основное оборудование и технические блоки подошли на площадку, мы только что открыли контейнеры, осмотрели сохранность, документацию. В ближайшие две недели подойдет все остальное. После этого начнется монтаж, пусконаладка, думаю, работа будет закончена в соответствии с графиком. Рядом, кстати, подготавливается площадка под второй завод.

О технических нюансах нам поведал представитель компании-поставщика оборудования, ведущий конструктор ООО «Научно-производственная компания «НТЛ» (Свердловская область) Сергей Горячев.

– Сама технологическая схема и технология сжижения –  полностью наша разработка, – говорит специалист. – Также отечественными являются все основные элементы системы для сжижения газа. Безусловно, в комплексе есть детали итальянского производства, которым в России нет аналогов по цене и качеству. Но таких в данной системе очень мало. В целом можно сказать, что это самые современные российские разработки. И задачей нашего завода является не только создать и доставить оборудование на место назначения, мы должны его смонтировать, запустить, наладить и обучить персонал на нем работать. И даже после запуска будем удаленно контролировать его работу и помогать разрешать и исправлять различные неисправности.

Также исполнительный директор «ПСК Сахалин» рассказал о назначении завода, безопасности и плюсах, которые получит население Сахалинской области после его запуска.

– Мини-завод СПГ строится в первую очередь для реализации программ газификации районов Сахалинской области, включая Курилы. Также его строительство позволит переделать многие котельные для работы на газе, отчего потеплеет в домах, так как тепла при сгорании газа выделяется в разы больше, чем при сгорании угля. Ко всему прочему это отразится на экологии, и, что самое важное, заметно снизит тарифы ЖКХ. Говоря в целом, этот завод – первый шаг к переходу как отопительных систем, так и морского, наземного транспорта на экологичное газовое топливо. Взять ту же Европу и Китай, там практически все морские суда работают на СПГ. Что касается безопасности мини-завода, то это полностью согласованный во всех инстанциях объект. В нём предусмотрена защита от любых бедствий: он сможет выдержать как землетрясение до восьми баллов, так и разлив сжиженного газа температурой минус 161 градус.

Кругом одни плюсы

Подытожив все вышесказанное, хочется порадоваться за то, что наш регион становится не только сырьевым придатком для нефтегазовых гигантов, а уже сам начинает производить конечный продукт для нужд населения. Причем продукт, за которым, не побоюсь сказать, будущее топливно-энергетической системы острова. Остается только надеяться, что подобный проект получит дальнейшее развитие и ответную реакцию как со стороны властей, так и от населения, которому впору задуматься о переоснащении двигателей своих автомобилей под голубое топливо.

– Главное, чтобы был потребитель, а мощность производства мы нарастим, – пообещал Валерий Болтик. – Дефицита в этом топливе на острове не будет.

Справка МК

Плюсы использования СПГ в различных сферах:

– возможность доставки как автомобильным транспортом, так и морскими судами в любую, даже в самую удаленную точку острова;

– высокая теплота сгорания, что важно при отоплении домов;

– полное сгорание топлива, то есть никакого шлака не остается;

– компактное хранение;

– низкое содержание вредных веществ в продуктах сгорания, которое в несколько раз ниже по сравнению с другими  видами топлива. Что заметно снижает вред окружающей среде.

Из досье МК

СПГ – сжиженный природный газ для удобства транспортировки и хранения путем охлаждения до минус 161 градуса. При сжижении объем, который он занимает, уменьшается в 600 раз.

КПГ – компримированный природный газ. Газ, сжатый под высоким давлением в 200 раз. Используется в качестве моторного топлива. 

Герман Красников.

Источник: <link http: www.mk-sakhalin.ru articles sakhalin-stanovitsya-ploshhadkoy-innovacionnogo-razvitiya.html _blank external-link-new-window internal link in current>Сетевое издание «МК на Сахалине»