Маневровый тепловоз доставил к пункту перестановки вагонов в Холмске состав из семи открытых платформ. Все они прибыли на Сахалин в трюме парома, пришедшего из порта Ванино. На каждой платформе - три новенькие вагонные тележки. От тех, что сегодня эксплуатируются на острове они отличаются кардинально, - шириной колеи.
Сахалинская железная дорога – последняя крупная узкоколейка в России. По итогам русско-японской войны 1904-1905 годов южная часть Сахалина отошла соседнему государству. Здесь японцы создали железнодорожную сеть с шириной колеи по японскому стандарту - 1067 миллиметров. В 1945 году после Второй мировой войны южная часть Сахалина, как и Курильские острова, вернулась в состав России. Существующую железную дорогу на отечественный стандарт – 1520 миллиметров - перешивать не стали. В результате стоимость перевозок по острову оказалась выше, чем на материке. Подвижной состав для Сахалина приходилось изготавливать по особым проектам. А грузовые составы, прибывающие на остров с помощью паромной переправы Ванино – Холмск, и сегодня проходят дорогостоящую процедуру перестановки вагонов.
Проводится перестановка следующим образом. В просторном ангаре каждый вагон, доставленный с материка, – порожний или груженый – поднимают четыре мощных домкрата. Из-под него выкатывают тележки с широкой колеей. Затем устанавливают узкоколейные. И вагон отправляется в путешествие по Сахалину. После разгрузки-погрузки на обратном пути на материк затратная и отнимающая время процедура перестановки тележек повторяется в обратном порядке. Но вскоре она станет ненужной.
Поэтапная перешивка островной железной дороги на общероссийский стандарт 1520 миллиметров началась в 2003 году. Попутно велась и полная реконструкция путевого хозяйства, строительство новых мостов и водоотводных сооружений, спрямление пути, увеличение площади поперечного сечения и укрепление тоннелей. И вот летом 2019 года эти масштабные работы завершатся. Островная железная дорога простится с прежним японским стандартом. А в преддверии этого события «Пассажирская компания «Сахалин», перевозящая по острову в год более 700 тысяч человек, должна подготовиться к переводу своего подвижного состава на общероссийскую колею.
- Была проведена совместная работа с «Корпорацией развития Сахалинской области», - рассказал Дмитрий Акжигитов, главный инженер «Пассажирской компании «Сахалин». – При ее финансовой поддержке мы заказали 138 тележек отечественного стандарта на Тверском вагоностроительном заводе. Этого количества достаточно, чтобы полностью закрыть потребности нашей компании и обеспечить пассажирские железнодорожные перевозки по острову в необходимых объемах. Первая партия – 21 единица – сегодня прибыла в Холмск.
До июня все новые тележки поступят на остров. И летом, как только работы по перешивке будут завершены, сотрудники пассажирской компании «Сахалин» проведут масштабную операцию по замене вагонных тележек всего подвижного состава.
- Слабая транспортная инфраструктура – один из основных факторов, сдерживающих рост промышленности островного региона, - отметил руководитель «Корпорации развития Сахалинской области» Дмитрий Вдовин. – С переходом на широкую колею открываются новые возможности как для повышения качества обслуживания пассажиров, так и наращивания производства в различных отраслях экономики.