Сейчас на складе железнодорожной станции в Поронайске находятся 76 новеньких изделий Тверского вагоностроительного завода. Еще 11 тележек – в Холмске. От аналогичного оборудования, которое в настоящее время эксплуатируется на острове, они отличаются кардинально – шириной железнодорожной колеи в 1520 миллиметров, которая отвечает стандарту, принятому на территории нашей страны.

В 1945 году по итогам Второй мировой войны южная часть Сахалина, несколько десятков лет находившаяся под властью Японии, вернулась в состав России. За это время подданные Страны восходящего солнца построили железную дорогу с колеей 1067 миллиметров. Перешивать ее на отечественный стандарт не стали. Поэтому подвижной состав и сопутствующее оборудование для острова требовалось изготавливать по особым проектам. А грузовые составы, прибывающие на остров с помощью паромной переправы Ванино-Холмск или отправляющиеся обратно на материк, и сегодня проходят дорогостоящую процедуру замены вагонных тележек. В результате затраты на перевозки грузов на Сахалин оказываются весьма высокими.  

Перешивка островной железной дороги на общероссийский стандарт началась в 2003 году. В ближайшие месяцы масштабные работы должны завершиться.

- Переход на колею 1520 миллиметров – это снижение затрат на транспортировку грузов, повышение качества услуг, новые возможности для развития производства, что самым положительным образом скажется на состоянии экономики всего региона, - отметил руководитель «Корпорации развития Сахалинской области» Дмитрий Вдовин. – Для того, чтобы это стало возможным, требуется, в частности, закупить соответствующие отечественному стандарту вагонные тележки. Поэтому «Корпорация» оказала поддержку «Пассажирской компании «Сахалин», чтобы организация могла своевременно подготовиться к переходу на широкую колею.

- В год мы перевозим не менее 700 тысяч жителей и гостей региона, - рассказал генеральный директор пассажирской компании «Сахалин» Дмитрий Костыренко. - В рамках реализации инвестиционного проекта вместе с «Корпорацией развития Сахалинской области» мы заключили договор с Тверским вагоностроительным заводом на изготовление 138 вагонных тележек. Этого количества достаточно, чтобы полностью закрыть существующие потребности в железнодорожных пассажирских перевозках по острову. Вся партия уже изготовлена. Большая часть тележек в настоящее время завезена на остров. Эти элементы ходовых частей вагона будут использоваться предстоящим летом при перешивке колеи. Остальные тележки мы поставим на рельсы в сентябре, когда подвижной состав нашей компании полностью перейдет на общероссийский стандарт.

По мнению железнодорожников, использование новых элементов ходовых частей позволит увеличить скорость движения поездов по острову, сделать поездки более комфортными.